Согласитесь,
что тихие и очень послушные
дети немного настораживают. Посадил ребенка –
сидит, положил – лежит. Скажешь ему играть –
играет, причем, не важно, во что. Глядя на всё это, думаешь:
«Что-то с ним не так». Но ничуть не лучше другая
крайность – малыш постоянно в движении.
Он не ходит, а
носится, как ураган, сметая все на своем пути, от его
ручек не ускользает ничего, он все трогает, ломает, швыряет. Крутится,
вертится, задает тысячу вопросов в течении нескольких минут, ответы на
которые чаще всего даже и не слушает. Так как же отличить активного
ребенка от гиперактивного, и где грань между нормой и патологией?
Активность – признак здоровья ребенка. Если ваш
ребенок полон энергии, если она бьет через край, отчего малыш порой
становится упрямым и непослушным, – это еще не значит, что он
гиперактивен. Ребенок имеет право на свои эмоции.
Если вы стоите
в неизвестно-когда-подойдущей очереди, а
ребенок начинает злиться, это нормально. Утомляют детей и длительные
переезды. Так что не следует любого возбужденного ребенка относить к
категории гиперактивных.
Оказывается,
есть разница между здоровой активностью и
навязчивой перевозбудимостью. Гиперактивные
«моторчики» быстро и много говорят,
могут «глотать» слова. И в отличие от активных
детей сами провоцируют конфликты и всегда в центре драк.
Не
контролируют свою агрессию – дерутся, кусаются,
толкаются, причем пускают в ход подручные средства.В общественных
местах такой ребенок сразу привлекает к себе внимание окружающих,
потому что пытается все потрогать руками, везде залезть, что-то
схватить, совершенно не слушается родителей.
Существует
много мнений о причинах возникно- вения гиперактивности в
поведении детей. Американские исследователи отмечают, что количество
таких детей растет с каждым годом.
На сегодняшний день среди
факторов,
влияющих на возникновение гиперактивности, выделяют:
1.генетические
(наследственная предрасположенность); 2.Биологические
(органические повреждения головного мозга во время
беременности, родовые травмы); 3. Особенности
протекания беременности – влияние
вредных факторов на развитие малыша (гипоксия плода, курение мамы,
неблагоприятная экология); 4.Социально-психологические
(микроклимат в семье,
алкоголизм родителей, условия проживания); 5.Черепно-мозговая
травма – столь частые в детстве падения
могут нарушить «тонкие настройки» мозга малыша; 6. Неправильное
питание ребенка – чем больше в нем искусственных
красителей, ароматизаторов и консервантов и т. д., тем вероятнее
появление химического дисбаланса в нервной
системе.
Бытует мнение о том, что гиперактивность является следствием
родительских ошибок в воспитании. Но, на самом деле, это особенность
нервной системы ребенка, которая на медицинском языке называется
«синдром дефицита внимания с
гиперактивностью». Но все
это пока учеными не доказано.
Но Возможно Ваш ребенок
является Индиго, кто знает?!:
Активный ребенок
- это хорошо, это значит, что он, во-первых, здоров
(стал бы больной скакать по диванам!), а во-вторых, имеет в своем
распоряже- нии вполне адекватных родителей, которые не давят с
воспитанием, этикетом и прочей вредной для детской психики ерундой. Он
бегает и прыгает, ломает и складывает, разбрасывает и собирает, крушит
и строит, а еще дерется, кусается, танцует, поет, кричит - и все это
почти одновременно.
Только став
мамойтакого
сокровища, понимаешь истинный смысл
старой доброй присказки: "Какой
же ты хороший, когда спишь!" Но если это так
естественно, почему
неврологи в один голос называют гиперактивность патологией и так и
норовят прописать твоему непоседе успокоительные? Оказывается, есть
большая разница между просто активностью и навязчивой перевозбудимостью.
Тест
на
гиперактивность:
Похоже на
детскую игру из серии "Найди 5 отличий"… Итак,
Активный ребенок:
-
Большую часть дня "не
сидит на месте", предпочитает подвижные игры
пассивным (пазлы, конструкторы), но если его заинтересовать - может и
книжку с мамой почитать, и тот же пазл собрать.
- Быстро и многоговорит, задает
бесконечное количество вопросов.
- Для него нарушение сна и пищеварения
(кишечные расстройства)- скорее
исключение.
- Он активный не везде. К примеру, беспокойный
и непоседливый дома, но
спокойный - в садике, в гостях у малознакомых людей.
- Он неагрессивный. То есть случайно или в пылу
конфликта может и
наподдать "коллеге по песочнице", но сам редко провоцирует скандал.
Гиперактивный
ребенок:
- Он находится в постоянном движении и просто
не может себя
контролировать, то есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а
выбившись из сил
окончательно, плачет и истерит.
- Быстро и много
говорит, глотает слова, еребивает, не
дослушивает. Задает миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на
них.
- Его невозможно уложить спать, а если спит, то
урывками, беспокойно. У
него часто кишечные расстройства. Для гиперактивных деток всевозможные
аллергии не редкость.
- Ребенок- неуправляемый, при этом он
абсолютно не реагирует на
запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад,
детская площадка)
ведет себя одинаково активно.
- Часто провоцирует конфликты. Не контролирует
свою агрессию - дерется,
кусается, толкается, причем пускает в ход подручные средства: палки,
камни…
Откуда
ноги растут?
Главное отличие гиперактивности
от просто
активного темперамента в том, что это не черта характера
ребенка, а следствие не слишком гладкого появления на свет и нарушений в
грудничковом возрасте. В группу риска входят детки, родившиеся в результате
кесарева сечения, тяжелых патологических родов, малыши-искусственники,
родившиеся с маленьким весом, недоношенные.
Учитывая, что экология и темп
современной жизни
сейчас оставляют желать лучшего, неудивительно, почему
гиперактивные дети не редкость, а скорее норма нашей сегодняшней жизни. И стоит
оговориться: не все дети, входящие в группу риска, обязательно
являются гиперактивными!
Это,
повторимся, группа риска - то есть может быть, а может и не быть.
Да и впоследствии, если все "недоразумения" (беспокойность, истеричность,
колики, нарушения сна) не исчезли до первого дня
рождения малыша, то их не поздно привести в норму после.
Главное -
Спокойствие!
Что нужно
сделать, чтобы малыш избавился от "излишков" активности?
Создать ему определенные условия жизни. Сюда входит спокойная
психологическая обстановка в семье, четкий режим дня (с обязательными
прогулками на свежем
воздухе, где есть возможность порезвиться на славу).
Придется и
родителям потрудиться. Если ты сама - очень
эмоциональна и неуравновешенна, постоянно везде опаздываешь,
торопишься, то пора начинать работать над собой. Мы
больше не несемся сломя голову в сад, постоянно поторапливая ребенка,
стараемся поменьше нервничать и пореже менять планы "по ходу дела".
Скажите себе:
"Четкий распорядок дня" и постарайтес стать
более организованным самим. А
также воспользуйтесь такими советами:
- Малыш не виноват, что он такой "живчик", поэтому бесполезно его
ругать, наказывать, устраивать унизительные молчаливые бойкоты. Этим Вы
добьетесь только одного - снижение самооценки у него, чувство вины, что
он "неправильный" и не может угодить маме.
- Контролировать
свои эмоции ему помогут "агрессивные" игры. Негативные эмоции
есть у каждого, в том числе и у твоего ребенка,скажи ему:
"Хочешь бить -
бей, но не по живым существам (людям, растениям,
животным)". Можно играть в игру, бить палкой по мячу, бросаться камнями
по мешени там, где нет
людей, пинать мяч. Ему просто необходимо выплескивать энергию
наружу, научите его это делать. Или же отдать в спортивную секцию (если
позволяет возраст).
-
Обдумывая рацион ребенка, отдайте предпочтение правильному питанию, в
котором не будет недостатка витаминов и микроэлементов.
Гиперактивному
малышу больше, чем другим деткам необходимо придерживаться золотой
середины в питании:
- поменьше жареного, острого, соленого, копченого, побольше
вареного,
тушеного и свежих овощей и фруктов.
Еще
одно правило:
-Если ребенок не хочет есть - не заставляй его!
- Подготовь своему
непоседе "поле для маневров": активные виды спорта
для него - просто панацея.
- Приучай малыша к пассивным играм. Мы читаем, а еще рисуем,
лепим.
Даже если твоему ребенку трудно усидеть на месте, он часто отвлекается,
следуй за ним ("Тебе интересно это, давай посмотрим…"), но
после удовлетворения интереса
постарайся возвратиться с малышом к предыдущему занятию и довести его
до конца.
- Научите малыша
расслабляться.
Возможно, ваш с ним "рецепт"
обретения внутренней гармонии - этойога. Для кого-то
больше подойдут
другие методы релаксации.
Например: арттерапия,
сказкотерапия или, может, медитация.
-
И не забывай говорить ребенку, как сильно ты его любишь.
И
все , спросите Вы, а как же патологии и
отклонения, которыми тебя
запугали в кабинете невролога? Риск есть, но успокоительными проблему
не решить. Ведь что делают лекарства? Они подавляют активность ребенка,
как бы тормозят его, но
причина-то остается.
Гиперактивность - это не болезнь, это
небольшое отклонение
от нормы, но при этом и махать на нее рукой, дескать, само пройдет,
тоже не выход. Увы, может и не пройти. И тогда подросший ребенок начнет
испытывать проблемы в школе, ему трудно будет строить отношения со
сверстниками и старшими, и удержать его под заботливым маминым крылом
вряд ли удастся.